Провалится ли Провал?

Алексей Новодворский опубликовал в сообществе ru_foss следующий текст: community.livejournal.com/ru_foss/39825.html

1. 01.01.2011 все ближе. Как бы хорошо или плохо кто-то ни провалился, оцениваться все работы будут по реальному использованию СПО в начале 2011 года.Или мы сэкономили народные деньги, или заставили регионы достать из пустого кармана последнее и отдать заокеанскому супостату. В первом случае мы сделали то, что никто пока в мире не смог, и перед СПО, в том числе и перед массовым СПО-бизнесом, открываются отличные перспективы. Во втором случае продолжаем админить LAMP, писать статьи про установку нового дистрибутива или клепать кластеры, кто что умеет. imorozov продолжает учить чему угодно, быстро и при любой погоде.

2. Все опросы показывают, что подавляющее большинство ОУ планируют использовать СПО. Это значит, что удалось донести до них благую весть о существовании альтернативы проприетарному софту, использование которой не грозит уголовным преследованием. То, что при этом по всей стране созданы новые зоны, можно отнести к национальной традиции.
Те же опросы показывают, что полностью отказаться от Windows ОУ не готовы.
a. Линукс вполне заменяет Windows на уроках информатики.
b. Линукс в ближайшей перспективе не заменит Windows в административной деятельности школы (спросите меня почему).
c. Линукс по состоянию на сегодняшний день не заменит Windows для учителей предметников, использующих многочисленные обучающие программы.
Пункт c, возможно, решаем.

3. Главный вопрос: хватит ли школам имеющихся бессрочных, в основном OEM, лицензий на Windows? Правильный ответ: да. Но его нужно обосновать для каждого субъекта федерации. В тех регионах, которые проводили оценку числа имеющихся лицензий, их оказывалось не менее 70%. Самые пессимистичные оценки других регионов — 50%. Даже если брать странные (спросите меня почему) оценки Минсвязи в начале 2007 года, — 30% легального Windows, — то с учетом того, что благодаря Александру Поносову никто с середины 2007-го не покупал компьютеры без OEM-лицензий и естественной убыли старья, мы получим те же 50%. Число необходимых лицензий еще уменьшится, если удастся решить 2c (спросите меня как).
Надо объяснять ОУ, как считать лицензии. И публиковать, публиковать, публиковать результаты подсчетов.

4. Если каждый чиновник и каждый прокурор будут знать, что большая часть школьных компьютеров уже имеет лицензии на Windows, то обоснование закупки этой забугорной ОС на все компьютеры (то есть на большинство по второму разу!) всего на три года, да еще на уровне субъекта, что в большинстве регионов противоречит бюджетным раскладам, будет сложно обосновать. А учитывая, что на остальные компьютеры можно поставить СПО только лишь с пользой для учебного процесса, предложение Microsoft в условиях нехватки средств в бюджетах всех уровней, будет тяжело принять. Тем более, что низкая маржа ограничивает свободу маневра.
Нам нужно объяснять это во всех СМИ, в том числе региональных, объяснять каждому прохожему.

5. Совершенно нормальной будет закупка школой или муниципальным управлением образования бессрочной академической лицензии Windows (от $80) на то небольшое число компьютеров, где ее нет и где она пока еще реально нужна. Тем более — закупку компьютеров с OEM-лицензией Windows. На те же компьютеры ОУ могут закупать отечественный проприетарный софт с большими скидками. А мы предоставим им полный комплект свободных приложений для Windows.
Но для органов управления образованием субъектов федерации разумным будет только полный отказ от закупки лицензий на ПО.


Кто что думает по нему?
Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарии Вконтакте facebook

Комментарии (5)

rss свернуть / развернуть
+
0
Недавно бросал взгляд на упомянутое сообщество, а комментировать там стесняюсь: в внедрении особого участия не принимал, с проблемой знаком поверхностно, и моя точка зрения может быть далека от реального положения дел. Однако здесь почва под ногами кажется достаточно надёжной, потому позволю себе сказать несколько слов. Естественно, всё нижесказанное — личные мнения и подозрения :)

«Оцениваться все работы будут по реальному использованию СПО в начале 2011 года».

Реальное использование — это как? На каком количестве машин установили Линукс, и запускают в нём OpenOffice.org, чтобы рефераты иногда набирать? И далее в том же духе? Кажется, отвечающие за компьютерный класс будут сдавать экзамены на знание СПО? А ведь кто-то так и не понял, кому-то разъяснили, но поверхностно. Ещё подозрение: в некоторых школах компьютеры стоят мёртвым грузом (в буквальном смысле тоже). Не всегда есть, кому обучать, используются далеко не все возможности, с техподдержкой и обслуживанием опять же не всё просто… А в провинциальных городках (и уж тем более сёлах) всё может слегка «отходить» от первоначального замысла.

Что у нас тут? В верхах решаются глобальные задачи, составляются планы и проходит распределение финансов. На местах продолжают работу преподаватели — либо по предписанию, либо как получается. Впрочем, есть и такие, которые стараются серьёзно вложиться во внедрение СПО (возможность общаться здесь — как очевидный пример). Ведь важно не только то, что по указке сверху и по программе информатики, но и что-то такое, что и с учебным планом соотносится, и детей заинтересует. Иначе даже СПО просто будет валяться на компьютерах, за которыми никому не хочется что-то делать. А так хотя бы лёд тронется. Да-да, то здесь, то там вспыхивают огоньки — это домашние пользователи ставят себе Линукс, а потом кто-то из них помогает в школе с ним разобраться. Есть эффект. Но пока слабый.

Видится что-то вроде: компьютеры -> возможность устанавливать и использовать СПО (без отмазок вида «только из официального конверта») -> учебные планы -> преподаватели -> цели -> интерес учеников. Дети выполняют учебные (и внеучебные) задания на нормальных компьютерах, с помощью тщательно подготовленного СПО, под руководством учителей, которые сами вполне понимают, что к чему. Постараться снять апатию и чувство безнадёжности, избавиться от необоснованных проволочек и запретов. Стараться для дела, а не для «освоить» и «поставить галочку».

Понятно, что трудно. Да ещё в таких масштабах, и силами людей, по-разному смотрящих на исполнение идеи. Но СПО нужно в любом случае. Минусов особо не вижу, кроме трудностей с проприетарным ПО, без которого не обойтись. Переучивать преподавателей? А с Windows и ПО для неё все так уж хорошо умеют работать? Переучивать детей? Так это инвестиции в будущее. Ну а плюсы… так хотя бы экономия средств, с возможностью перенаправить их на другие нужды (ой ли, конечно, но это уже совсем другая история).
avatar

Panfilow

  • 14 марта 2010, 21:16
+
0
А какое коммерческое ПО используется в обучении?
avatar

BDag

  • 14 марта 2010, 23:40
+
0
avatar

akdengi

  • 15 марта 2010, 00:02
+
0
На самом деле очень плохо когда школьникам говорят только о windows, ведь дети получаются от части ограниченными в использовании пк. Помню как сам был удивлен когда увидел линукс в универе. я подумать не мог что всегда была альтернатива.
avatar

sol13

  • 15 марта 2010, 01:15
+
0
Обидно то, что основной мотивацией использования СПО в образовании является его бесплатность. Некоторые активисты СПО именно на это и давят, пытаясь «срубить бабла». Проблема образования в том, что оно недостаточно финансируется — вот что надо решать, а не подстраиваться под ситуацию. Сегодняшняя экономия на ПО, завтра воспримется как норма и дополнительная возможность урезания бюджета или пополнения кармана какого-нибудь чиновника. И вообще эта проблема не должна лежать на школах- она должна решаться той оравой дармоедов чиновников, у которых зарплата повыше, чем у школьных учителей.
Вот такое IMHO.
avatar

Homecraft

  • 23 апреля 2010, 16:26
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Блоги, Блог им. akdengi, Провалится ли Провал?